Установленными законодательством и соглашениями. О коллективных договорах и соглашениях. Глава II. Коллективные переговоры

Настоящий Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально - трудовых отношений и согласованию социально - экономических интересов работников и работодателей. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 176-ФЗ)

Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 176-ФЗ) 1

Если работодатель и профсоюз не могут в первую очередь договориться о Коллективном соглашении или не могут согласиться на продление, профсоюз может рекомендовать, чтобы работники совершали забастовку, чтобы оказать давление на работодателя. В Законе о трудовых отношениях существуют сложные правила, которые регулируют как процесс утверждения, так и юридические сроки забастовки. Работодатели также могут «блокировать» сотрудников, чтобы оказывать давление на профсоюз, но локауты на самом деле редки.

В то время как Коллективное соглашение вступает в силу, оно может быть изменено только на основе добровольного взаимного согласия. Изменение срока действия соглашения должно быть одобрено Советом по трудоустройству. Процедуры обеспечения прав работников также изложены в Коллективных соглашениях. Профсоюз несет ответственность за соблюдение прав работников, подавая жалобу и при необходимости преследуя вопрос в арбитраж. Обычно сотрудники должны искать представительство в профсоюзе для реализации своих прав, если жалоба отклоняется их непосредственным руководителем.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социаль­но-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Его роль и значение в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. Ста­новление и развитие рынка труда в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущности коллек­тивного договора. Он становится основной разновидностью соци­ально-партнерского регулирования трудовых отношений непо­средственно в организациях.

Точный процесс подачи жалобы и даже переход к арбитражу различается в разных Коллективных соглашениях. Раздел 626 «Процесс рассмотрения жалоб и арбитража». Веб-сайт Правительства Канады о коллективных соглашениях для государственного сектора. Судебная запись появится в полиции полиции и повлияет на вашу способность получить или сохранить работу. Чтобы стереть свою судимость, свяжитесь с ней проще, чем вы думаете.

Изменения и дополнения коллективного договора

Коллективное трудовое соглашение - это соглашение, применимое к конкретной компании или группе компаний, заключенных между представителями как работодателей, так и работников. Коллективный договор дополняет положения трудового законодательства в соответствии с потребностями и спецификой каждого сектора деятельности, особенно в отношении организации и рабочих ограничений.

Современный коллективный договор все более явственно приобретает черты локально-правового нормативного акта, при­званного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Норма­тивные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы условий труда, действующей в рамках дан­ной организации независимо от форм собственности, ведомст­венной принадлежности и численности работников.

Право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Он также устанавливает условия труда и работы и обеспечивает социальные гарантии не только для работников, но и для работодателей. Коллективный договор, сданный на хранение и принятый Инспекцией труда и шахт, вступает в силу на следующий день. Положения коллективного договора должны соблюдаться компаниями.

Которые заключили коллективный договор; которые являются частью сектора деятельности, подпадающего под действие отраслевого коллективного договора или обязательного коллективного договора; которые являются частью группы компаний или экономического и социального субъекта, подпадающего под коллективный договор, когда производство, деятельность или профессия находятся в аналогичной области. Временные и временные поставщики услуг, отправляющие сотрудников в Люксембург, не обязаны соблюдать коллективные соглашения.

В условиях перехода к рыночным экономическим отношени­ям правовая сущность коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных интересов, наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

Объем коллективных договоров

Коллективное трудовое соглашение применяется стандартным образом для персонала в бизнесе или группе предприятий независимо от их ролей или деятельности. Применяется только коллективный договор, который соответствует основной сфере деятельности работодателя, даже если работодатель выполняет несколько различных видов деятельности.

Изменения и дополнения соглашения

Работодатель должен указать в трудовом договоре работника, попадает ли он в коллективный договор или нет. Эта информация должна быть указана в трудовом договоре. Например, трудовой договор может содержать следующее предложение. «Этот трудовой договор регулируется трудовым законодательством и положениями коллективного договора, применимым к бизнесу».

При этом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное соглашение, посредством которого достигается соче­тание указанных двух идей, не может рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибо преследует другие цели и имеет другую, более обширную социальную сферу действия.

Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства для ее сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет свое действие не только на его непосредственных участников, но и на тех работников организации, которые не име­ли прямого отношения к его разработке и одобрению.

Исключение высшего руководства

Если в коллективном договоре не предусмотрено иное, высшее руководство не обеспокоено условиями работы и заработной платы, установленными в коллективном договоре, которые применяются к персоналу. Следующее считается старшим руководством. Сотрудники, чья заработная плата значительно выше заработной платы, выплачиваемой сотрудникам, охватываемой коллективным договором, и; где зарплата формирует контрагента в обмен на истинную и эффективную власть управления; работники, которые получают пользу: независимость в организации их работы; большая гибкость в их рабочем времени. Для определения условий работы и зарплаты старшего руководства может быть составлен специальный коллективный договор.

Идея рассмотрения коллективного договора в качестве со­глашения в пользу третьих лиц, позаимствованная из частного права, также не решает существа вопроса, ибо такое понимание игнорирует социально-партнерскую направленность этого догово­ра, предполагающего все же удовлетворение взаимных, а не по­сторонних интересов. Требует большой осмотрительности и объ­яснение юридической природы коллективного договора при по­мощи понятий и категорий публичного права, ибо профсоюз и иной орган, заключающий договор от имени работников, не рас­полагает авторитетом публичной власти по отношению к тем, ко­му он адресован. Не обладает такой властью и работодатель (соб­ственник, предприниматель) по отношению к коллективу работ­ников. Его полномочия касаются распоряжения имуществом предприятия, но не трудовым коллективом. Таким образом, есть все основания признать этот договор договором особого рода. Со­гласно действующему законодательству, коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый между работодателем и работниками организации.

Принцип единства коллективных договоров отныне применим к новым коллективным договорам. Эти временные положения не позволяют сотрудникам, которые в настоящее время не охватываются коллективным договором, автоматически попадают под коллективное соглашение, первоначально применимое к другой категории персонала. Поэтому коллективное соглашение, применимое к одной категории персонала, автоматически не применяется к другой категории.

В коллективном договоре должно быть четко указано, какие сотрудники покрываются по сфере применения и тем, кто исключен. Коллективный договор может содержать определенные правила для позиций, которые влекут за собой значительную часть управленческой и вспомогательной деятельности, которая напрямую не связана с выполнением основной деятельности бизнеса.

Будучи разновидностью социально-партнерского регулирова­ния социально-трудовых отношений на уровне организации, он выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Такая разновидность партнерства поэтому полу­чила наименование бипартизма. Другие разновидности социаль­ного партнерства возможны на более высоком уровне: а) региона, отрасли - в форме региональных, отраслевых (тарифных и иных социально-экономических соглашений); б) на общегосударствен­ном (федеральном) уровне - в форме генеральных соглашений. Эти разновидности социального партнерства могут выражать ин­тересы не только двух, но даже трех социальных групп: наемных работников, работодателей и государственных структур (прави­тельство, министерство). Последняя форма социального партнер­ства получила название трипартизма.

Эти правила могут влиять. Условия найма и увольнения; продолжительность работы; государственные праздники и отпуск; вознаграждение; ночной работы и каторжных работ. Коллективные соглашения регулируют права и обязанности участников коллективных переговоров.

Существуют различные типы коллективных договоров. Соглашения о единых ставках - это коллективные соглашения, в которых были согласованы коллективные договоры о том, что коллективный договор для целых секторов и некоторых региональных районов, Например, в Северном Рейне-Вестфалии. В настоящее время существуют плоские тарифные соглашения в 174 филиалах в Северном Рейне-Вестфалии.

Будучи институтом трудового права, коллективный договор объединяет довольно обширную группу федеральных, отраслевых, локальных норм права. Сюда входят, в частности: нормы, содер­жащиеся в КЗоТ РФ, Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. региональных, отраслевых и генеральных соглашениях, многочисленные локальные норматив­ные положения, содержащиеся в самих коллективных договорах, заключаемых в организациях.

Таможенное соглашение о зоне может быть заключено как для одной или нескольких отраслей промышленности, Например, вся металлургическая и электротехническая промышленность, так что в таких случаях часто упоминается так называемое отраслевое ценовое соглашение.

Порядок и сроки разработки и заключения соглашения

Контракты с самым коротким сроком. Как правило, они действительны в течение одного года. Они регулируют почти исключительно размер заработной платы, зарплат и вознаграждений за обучение. Обычно имеют более длительный срок. Они в основном относятся к описанию функций работы и квалификации для отдельных групп заработной платы и заработной платы и критериям соответствующей классификации.

Нормы, образующие институт коллективного договора, отно­сятся к Общей части трудового права, поскольку они направлены на комплексное регулирование социально-трудовых и организа­ционно-управленческих отношений, а не каких-то их отдельных элементов. Нормы института коллективного договора выступают юридической формой установления условий труда, регулирования отношений между работодателем и работниками организации не­зависимо от ее ведомственной принадлежности и формы собст­венности.

Будет заключен в долгосрочной перспективе. Компания, которая не организована в ассоциации работодателей и которая хочет учитывать конкретные операционные проблемы в отношении экономической власти или объекта производства, может, при необходимости, согласовать с компетентным профсоюзом тарифное соглашение, адаптированное к особым интересам предприятия. Из-за ограничения территориального охвата предприятия или предприятия эти коллективные соглашения называются коллективными договорами компании.

В корпоративных соглашениях также часто принимаются содержание отраслевых соглашений об ассоциации. Один говорит тогда о стартовом контракте на признание. Тарифные соглашения, которые вступают в силу сразу же после даты расторжения с вновь заключенными соглашениями, называются коллективными договорами.

Заключение коллективного договора базируется на следую­щих принципах: соблюдение законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контро­ля и неотвратимость ответственности.

Соглашения о чрезвычайной ситуации или реабилитации

Коллективные соглашения одного и того же содержания между различными профсоюзами и ассоциациями работодателей. Отличие компании от тарифных стандартов соответствующей отрасли во избежание экономической чрезвычайной ситуации или даже несостоятельности. Исключение из увольнений, связанных с занятостью. Существуют коллективные договоры, которые заключаются для специальных нормативных актов или новых вопросов, которые особенно важны с точки зрения коллективных переговоров, Например, для защиты рационализации, отпуска и рождественских пособий, оказания помощи в случае болезни, процедуры социального обеспечения, дополнительного пособия по страхованию по старости, льгот, основанных на активах.

Как институт трудового права и нормативно-правовой акт коллективный договор занимает свое место в иерархии источни­ков трудового права. Условия, нормы коллективного договора обязательны для организации, где он заключен. Однако если ус­ловия и нормы коллективного договора ухудшают положение работников по сравнению с действующим законодательством, они признаются недействительными. Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями социального партнерства.

Эти вопросы также включены в тарифные тарифы на тарифы или мантийные тарифные соглашения во многих тарифных зонах. Это отличается от отрасли промышленности и, в конечном счете, выражением и влиянием автономии тарифов. Как розничный торговец часто бывает, что ваши правила, касающиеся занятости, определяются коллективным договором, поскольку вся область розничной торговли зависит от различных коллективных договоров. Как правило, эти положения реализуются на региональном уровне на уровне федеральных земель.

Право на ведение переговоров

Кроме того, для некоторых крупных розничных компаний нормально заключать более строгие контракты с конкретной компанией. Коллективный договор - это контракт в Германии между так называемыми коллективными переговорами. К этим партиям относятся профсоюзы, а с другой - ассоциации работодателей или индивидуальный работодатель. Профсоюз может регулировать практически все аспекты трудовых отношений посредством такого контракта. Когда дело касается сотрудников в учреждениях государственного управления, это называется коллективным соглашением для государственной службы.

Современная концепция коллективного договора, таким об­разом, исходит из предположения о необходимости широкого развития партнерской формы регулирования социально-трудовых отношений, установленной на допускаемой внезаконодательной основе, т.е. без участия законодателя. Но такое регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез с интересами государства и общества.

Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений

Поля, охватываемые коллективным договором, включают, в частности, рабочие места, рабочие часы и праздничные дни. В общем, в основе таких контрактов лежат следующие пункты. Вопросы о зарплате и отпусках Рабочие часы Условия трудаКонвенции о прекращении и расторжении трудового договораВремя контракта. Здесь рассматриваются вопросы, касающиеся заключения и прекращения трудовых отношений, а также конституционных вопросов компании и компании. Согласованный коллективный договор также определяет правила и обязанности отдельных участников коллективного договора.

Сторонами коллективного договора выступают: во-первых, работники в лице их представителей; во-вторых, работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным, в соответствии с уставом организации (иным локальным актом), лицом.

Нормативные условия (положения) коллективного договора - локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации либо ее производственной единицы. Нормативные положения призваны решать три группы правовых вопросов: а) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорный по­рядок их разрешения; б) когда существует явный пробел в зако­нодательстве, но их разрешение колдоговорным путем не проти­воречит общим принципам права и законодательства; в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируют­ся) применительно к особенностям данной организации (струк­турного подразделения).

В коллективном договоре применяется тарифная автономия

Правовые рамки коллективных переговоров в розничной торговле регулируются в коллективном договоре в Германии. Чтобы контракты были эффективными, они должны быть исправлены в письменной форме. Все коллективные соглашения обсуждаются исключительно указанными выше сторонами. С юридической точки зрения эта автономия тарифов вытекает из статьи 9 (3) Основного закона.

Когда будет принят коллективный договор для моей работы

Независимо от того, зависит ли ваша работа от коллективного договора, зависит ли ваша работа в рамках коллективного договора.

С переходом экономики России на рыночные отношения число нормативных положений коллективных договоров резко возрастает. И это естественно, ибо акцент правового регулирования социально-трудовых отношений в ходе проводимых реформ перемещается с централизованного (законодательного) на локальное (колдоговорное) регулирование. Если законодательное регулирование сосре­доточено главным образом на установлении общих обязательных гарантий для работников (минимальная оплата труда, продолжи­тельность отпуска; максимальная продолжительность рабочей не­дели, норма сверхурочных работ и т.п.), то колдоговорное регули­рование охватывает более широкую гамму конкретных вопросов, связанных со спецификой труда и профессиональных отношений и определенной организации и в ее структурных подразделениях.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» уста­новил довольно четкое соотношение между нормативными поло­жениями колдоговора и законодательства. В ст. 13 этого закона говорится, что в коллективном договоре с учетом экономических возможностей организации могут содержаться более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями. Это касается дополнительных отпусков, надбавок к пенсиям, досрочного ухода на пенсию, компенсации транс­портных расходов, бесплатного или частично оплачиваемого пи­тания работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иных дополнительных льгот и компенсаций. Помимо названных к числу наиболее часто встречающихся нор­мативных положений коллективного договора относятся нормы, устанавливающие: перечень работников с ненормированным ра­бочим днем и продолжительность для них дополнительных отпус­ков; обязанность администрации не переводить учеников произ­водственного обучения на другие работы, не связанные с осваи­ваемой профессией; запрет привлекать к сверхурочным работам лиц, проходящих производственное обучение; порядок выдачи заработной платы; выдачу нарядов на сдельные работы до начала работы; выплату межразрядной разницы рабочим, выполняющим работы, тарифицированные ниже присвоенных им разрядов; по­рядок выплаты внеплановых авансов; льготы и преимущества при выдаче бесплатных путевок в дома отдыха, распределение жилой площади, выделение земельных участков для дачно-кооперативного строительства и т.п.

По юридической природе нормы, содержащиеся в коллек­тивных договорах, - это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству.

В отличие от нормативных условий (положений) коллектив­ного договора его обязательственные условия не предполагают на­личия правил поведения общего характера, рассчитанных на не­однократное применение. Они всегда конкретны и касаются вза­имных обязательств сторон, исполнение которых погашает сами обязательства.

Статья 13 Закона РФ «О коллективных договорах и соглаше­ниях» предусматривает, что в коллективный договор могут вклю­чаться взаимные обязательства работодателя и работников по сле­дующим вопросам: форма, система и размер оплаты труда, де­нежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; меха­низм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллектив­ным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; продолжительность рабочего времени и времени от­дыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков); добровольное и обя­зательное медицинское и социальное страхование; соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомст­венного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; льготы для работников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нор­мальных условий функционирования представителей работников; отказ от забастовок по условиям, включаемым в данный коллек­тивный договор, при своевременном и полном их выполнении.

Информационные положения коллективного договора - это та­кие положения, которые не вырабатываются сторонами, а отби­раются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых, региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регу­лирования труда, социально-экономических и профессиональных отношений, характерные и для работников данной организации. Конкретный отбор и включение этих положений в коллективный договор должен быть оптимальным, чтобы не перегружать его главного содержания - нормативных и обязательственных положений. 1

Соглашения о труде - новый источник трудового права, поя­вившийся в последние годы. В отличие от других источников, исходящих от государственных органов, соглашения о труде являют­ся актами социального партнерства. Соглашения о труде - это до­говорные акты, заключаемые на двусторонней или трехсторонней основе. Двусторонние соглашения заключаются между представи­телями работодателей и трудящихся, в трехсторонних соглашени­ях принимает участие компетентный орган государственного управ­ления.

Законодательной основой для соглашений о труде является Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. Соглашения о труде заключаются на разных уровнях, при­чем уровень соглашения определяет сферу его действия. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования со­циально-трудовых отношений на федеральном уровне, региональ­ное соглашение - на уровне субъекта Федерации. Отраслевое со­глашение устанавливает нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников от­расли, межотраслевое соглашение - для работников нескольких отраслей. Профессиональное соглашение устанавливает нормы оп­латы труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий, территориаль­ное соглашение - для работников того или иного административно-территориального образования. При этом соглашения, предусмат­ривающие полное или частичное бюджетное финансирование, за­ключаются при обязательном участии представителей соответст­вующих органов исполнительной власти.

Об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

О механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных со­глашением;

О доплатах компенсационного характера, минимальный раз­мер которых предусмотрен законодательством;

О содействии занятости, переобучении работников;

О соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

    о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок;

    других трудовых и социально-экономических вопросах при условии соответствия норм соглашения законодательству.

Участниками соглашений выступают:

Объединения профсоюзов соответствующего уровня;

Объединения работодателей соответствующего уровня;

Органы исполнительной власти соответствующего уровня (от Правительства до местных органов по труду).

Соглашения занимают промежуточное положение между централизованными и локальными актами о труде. 1

Соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии. Как и коллективный договор, оно является правовой формой социального партнерства. Однако сфера и характер его применения отличаются от этого договора. В зависимости от сфе­ры регулирования социально-трудовых отношений коллективные соглашения могут быть: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, терри­ториальные и иные.

Целью заключения генерального соглашения является уста­новление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений в масштабах Федерации. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Профессиональное тарифное со­глашение предусматривает нормирование оплаты и других усло­вий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников определенных профессий. Территориальное соглашение устанав­ливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, свя­занные с территориальными особенностями города, района, дру­гого административно-территориального образования.

В зависимости от количества сторон, участвующих в перего­ворах по заключению соглашений, они могут быть трехсторонни­ми и двусторонними. При этом количество участвующих опреде­ляют сами стороны. Характер конкретных участников соглашений определяется уровнем регулируемых отношений. Действующее законодательство установило четыре возможных уровня заключе­ния соглашений: общефедеральный, уровень субъекта Федерации, отраслевой и административно-территориальный.

На федеральном уровне участниками соглашений могут вы­ступать:

а) при заключении генерального соглашения - общероссий­ские объединения профсоюзов (например. Федерация независи­мых профсоюзов России - ФНПР), общероссийские объедине­ния работодателей, Правительство Российской Федерации;

б) при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерств труда и социального развития Российской Федерации;

в) при заключении профессионального тарифного соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работода­телями представительные органы, соответствующий орган по труду.

На уровне субъектов Российской Федерации и административ­но-территориальных образований в составе субъектов РФ участ­никами соглашений выступают:

а) при заключении регионального соглашения - соответст­вующие профсоюзы и их объединения; объединения работодате­лей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации;

б) при заключении отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта Российской Федерации;

в) при заключении территориального соглашения - соответ­ствующие профсоюзы и их объединения; объединения работода­телей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.

Как и при заключении коллективных договоров, заключению соглашений предшествует стадия ведения коллективных перего­воров и формирование соответствующей комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и оформляются ее решением.

Когда на соответствующем уровне участвуют несколько пред­ставителей работников, состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями. Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается предста­вителями сторон. Если согласие не достигнуто в семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести пе­реговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-днев­ный срок направляется представителями работодателей - участни­ками соглашения, заключенного на федеральном уровне, - в Ми­нистерство труда Российской Федерации, а соглашения, заклю­ченного на уровне субъекта РФ, - в орган по труду субъекта Рос­сийской Федерации для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двусторон­него соглашения орган по труду (не являющийся участником со­глашения) выявляет условия соглашения, противоречащие дейст­вующему законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях. Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.

В целях обеспечения должного регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулирова­нию социально-трудовых отношений, в которую входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), представители общероссийских объединений профсою­зов, представители общероссийских объединений работодателей.

Закон РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регу­лированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. предусмотрел принципы и порядок формирования Комиссии. В частности. Комиссия формируется на основе принципов:

1) добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений рабо­тодателей в деятельности Комиссии;

2) полномочности сторон;

3) самостоятельности и независимости каждого общероссий­ского объединения профессиональных союзов, каждого общерос­сийского объединения работодателей, Правительства Российской Федерации при определении персонального состава своих пред­ставителей в Комиссии.

Решение Комиссии считается принятым, если за него прого­лосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой из стороной определяется регламентом Комиссии. Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.

Организует деятельность Комиссии и председательствует на ее заседаниях Координатор Комиссии, который назначается Президентом РФ. Координатор Комиссии, однако, не является ее членом. Он утверждает состав рабочих групп, оказывает содействие в согласовании позиций сторон, подписывает регламент Комиссии, планы работы и решение Комиссии. Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.

Содержание соглашений. Оно состоит из условий (положений) нормативного и обязательственного характера, определяемых са­мими сторонами в пределах их компетенции. Будучи правовой формой социального партнерства по трудовым и социально-экономическим вопросам, соглашения не могут противоречить законодательству. Статья 21 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. (в ред. 24 ноября 1995 г.) установила, что соглашения, в частности, могут предусматривать положения: об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минималь­ный размер которых предусмотрен законодательством; о содейст­вии занятости, переобучении работников; об обеспечении экологи­ческой безопасности и охране здоровья работников на производст­ве; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов работников при прива­тизации государственных и муниципальных предприятий; о льготах организациям, создающим дополнительные рабочие места с ис­пользованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подрост­ков); о развитии социального партнерства и трехстороннего со­трудничества, порядке внесения изменений и дополнений в согла­шение, присоединения к нему, содействии заключению коллектив­ных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забасто­вок, укреплении трудовой дисциплины.

Перечисленный выше перечень положений, составляющих содержание соглашений, следует рассматривать как примерный. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законо­дательству. Ряд положений, входящих в содержание соглашения, может включаться в качестве информационных условий (положе­ний) коллективных договоров, заключаемых в организациях.

Соглашение, как уже отмечалось ранее, вступает в силу с мо­мента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. В соглашении же стороны определяют срок его дей­ствия и порядок контроля за его выполнением. При этом срок действия соглашения не может превышать трех лет. Оно распро­страняется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разрабо­тать и заключить его от их имени.

Следует полагать, что в тех случаях, когда на работников од­новременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия со­глашений. В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение о тарифах, а также межотраслевое тариф­ное соглашение и профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50 процентов ра­ботников отрасли (отраслей), профессии, министр труда Россий­ской Федерации имеет право предложить работодателям, не уча­ствовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Если работодатели или соответствующие представители ра­ботников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии, соглашение считает­ся распространенным на данных работодателей с момента полу­чения предложения.

По взаимной договоренности, в порядке, определенном со­глашением, стороны могут вносить изменения и дополнения в его содержание. Если же указанный порядок в соглашении не опре­делен, то изменения и дополнения вносятся в порядке, аналогич­ном заключению самого соглашения, т.е. с соблюдением процеду­ры предварительных коллективных переговоров.

Действенность соглашения зависит не только от его содержа­ния, но и от контроля за его неукоснительным соблюдением. Этот контроль устанавливается на всех указанных выше уровнях заключения соглашений и осуществляется, во-первых, самими сторонами непосредственно или уполномоченными ими предста­вителями и, во-вторых, соответствующими органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Учитывая, что заключение соглашений представляет собой правовую форму реализации социально-партнерских отношений, стороны, его заключившие, должны нести не только моральную, но и юридическую ответственность за неисполнение и ненадле­жащее исполнение соглашений. Такая ответственность установле­на в отношении лиц, представляющих в соглашении работодателя (объединение работодателей): во-первых, за уклонение от участия в переговорах; во-вторых, за нарушение и невыполнение условий (положений) соглашения; в-третьих, за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля. Виновные лица в указанных случаях несут, как правило, административную ответственность в виде штрафа, на­лагаемого в судебном порядке.

Размер штрафа и порядок привлечения лиц, представляющих в соглашении работодателей, устанавливаются здесь по аналогии с размерами штрафа и порядком привлечения к ответственности лиц, представляющих работодателя при заключении коллектив­ного договора. 1

организации, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (в дальнейшем - предприятие).

Соглашение - правовой акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.

Условия коллективных договоров, соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются.

Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:

соблюдение норм законодательства;

полномочность представителей сторон;

равноправие сторон;

свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и хозяйственного управления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

Глава II. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.

От имени работников право на ведение коллективных договоров предоставляется профессиональным союзам в лице их соответствующих органов, иным уполномоченным работниками представительным органам.

При наличии на федеральном, отраслевом и федеральном уровнях на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

Работодатели, органы исполнительной власти и хозяйственного управления обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами.

В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе создают комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.

Органы исполнительной власти, работодатели и их объединения должны предоставлять уполномоченным работниками представительным органам имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к установленной законодательством ответственности.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по не зависящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновления переговоров.

Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.

В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон.

Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривает протокол разногласий и вносит рекомендации по существу спора.

При недостижении согласия между сторонами относительно внесенных рекомендаций допускается организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству.

В поддержку своих требований при ведении переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право проводить собрания, митинги, пикетирования, демонстрации в нерабочее время и без нарушения деятельности предприятий.

Лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в комиссиях, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж.

Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).

Представители профсоюзных организаций и трудовых коллективов, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Глава III КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Правом на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем обладают профсоюз в лице его полномочного органа, иной уполномоченный работниками представительный орган, или непосредственно общее собрание (конференция) трудового коллектива.

Коллективный договор заключается, с одной стороны - работниками в лице одного или нескольких профсоюзных, иных уполномоченных работниками представительных органов, с другой стороны - работодателем непосредственно или уполномоченными им представителями.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Порядок, сроки разработки и заключения коллективного договора, состав комиссии, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного работниками представительного органа.

Если со стороны работников выступает сразу несколько профсоюзов, уполномоченных работниками представительных органов, или формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разработки единого коллективного договора.

Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и добавляется с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороны работников всеми участниками объединенного представительного органа.

При недостижении согласия в объединенном представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, иному уполномоченному работниками представительному органу, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.

Профсоюз, иной уполномоченный работниками представительный орган вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать и заключать приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.

Подписанный сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий в семидневный срок направляются в соответствующий орган Министерства труда и занятости Российской Федерации для уведомительной регистрации.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

определение рабочего времени и времени отдыха;

улучшение условий и охрана труда работников, в том числе женщин, молодежи (подростков);

добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;

отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей данного предприятия могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые, социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное и частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет.

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока.

По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления предприятием, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия.

При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.

При смене собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.

В ходе пересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и выполнения других условий, предусмотренных прежним коллективным договором.

При ликвидации предприятия в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию обеих сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен - в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения.

При ликвидации предприятия претензии трудового коллектива по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий трудового коллектива по коллективному договору, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с профсоюзным, иным уполномоченным работниками представительным органом, подписавшим коллективный договор и приложения к нему.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также соответствующими органами Министерства труда и занятости населения Российской Федерации.

Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно или в сроки,предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Соглашения могут заключаться:

на федеральном уровне - между общероссийскими объединениями профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов; общероссийскими объединениями работодателей; Правительством Российской Федерации;

на республиканском (республик в составе Российской Федерации) уровне - между республиканскими объединениями профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов; республиканскими объединениями работодателей; правительством республики в составе Российской Федерации;

на отраслевом и профессиональном уровне - между соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами; работодателями (объединениями работодателей); Министерством труда и занятости населения Российской Федерации;

на территориальном уровне - между соответствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов), иными уполномоченными работниками представительными органами; работодателями (объединениями работодателей); органами исполнительной власти.

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и оформляются ее решением.

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов), иных уполномоченных работниками представительных органов (их объединений) члены комиссии со стороны работников определяются по договоренности между этими профсоюзами (объединениями профсоюзов), иными уполномоченными работниками представительными органами (их объединениями).

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается полномочными представителями участников соглашения.

Подписанные сторонами соглашения, приложения к нему в семидневный срок направляются работодателем (объединением работодателей) - участником соглашения в Министерство труда и занятости населения Российской Федерации для уведомительной регистрации.

Соглашениями могут предусматриваться положения:

об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

о содействии занятости, переобучении работников;

об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины.

В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

представителями, а также Министерством труда и занятости населения Российской Федерации.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Глава V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок, установленный частью второй статьи 6 настоящего Закона, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до десятикратной величины минимального размера оплаты труда за каждый день после истечения срока, налагаемому в судебном порядке.

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении и невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу до стократной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

По требованию профсоюза, иного уполномоченного работниками представительного органа собственник, орган хозяйственного управления обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются и не выполняются обязательства коллективного договора.

Лица, представляющие работодателя, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до трехкратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Законом, регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются по представлениям сторон коллективного договора, соглашения, соответствующих комиссий либо по инициативе прокурора.

Президент
Российской Федерации
Б.Н. ЕЛЬЦИН

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2490-I "О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2490-I "О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2490-I "О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.