Устав средней общеобразовательной школы. Новые требования к уставу образовательной организации

С 1 июля 2016 года вступают в силу изменения в закон "Об Образовании". Все образовательные учреждения Российской Федерации должны привести в соответствие с федеральным законом «Об образовании в РФ» от 30 декабря 2015 года свои учредительные документы, наименования и уставы образовательных учреждений.

Согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ (Закон об образовании) образовательные учреждения должны внести соответствующие изменения в свои уставы, ведомости, печати, вывески в соответствие с Законом об образовании не позднее 1 июля 2016 года. Что должно быть в Уставе и на что обратить внимание при оформлении общеобразовательных документов по новому закону?

Какие учебные организации должны вносить изменения в наименование учреждения?

Вносить изменения в наименование необходимо:

Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Закона об образовании не требуется.

Что должны сделать образовательные учреждения?

Как отмечают эксперты, процедура переименования требует как значительного времени, так и определенных средств. Поэтому тем, кто еще этого не сделал, нужно поторопиться и начать прямо сейчас. Согласно Закону об образовании, образовательные учреждения должны выполнить следующее:

1. Внести изменения в устав

Надо отметить, что новая редакция устава может быть значительно короче. Конечно, школа может по своему желанию включить максимум информации в текст устава, не противоречащей действующему законодательству.

Однако, в таком случае придется постоянно вносить в него изменения и дополнения , поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется.

Следовательно, текст устава имеет смысл делать максимально лаконичным , не дублируя в нем нормы законов, а также, не включая положений, которые регулируются на уровне локальных нормативных актов.

Что должно быть отражено в Уставе образовательного учреждения, начиная с 1 июля 2016 года?

Информация, которая должна содержаться в учредительных документах некоммерческой организации, изложена в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях».

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
  • место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью,
  • предмет и цели деятельности,
  • сведения о филиалах и представительствах,
  • права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей),
  • источники формирования имущества некоммерческой организации,
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.

2. Переоформить лицензию

Образовательные учреждения должны переоформить лицензию на право заниматься образовательной деятельностью, а также привести в соответствие свидетельства о государственной аккредитации

3. Новый Устав и документы предоставить в инстанции

Все новые документы, включая новый Устав предоставить во все инстанции: налоговые, регистрационные, банковские, пенсионный фонд и др.

4. Все изменения отразить в ведомостях и на сайте учреждения

Внести изменения в ведомости об образовательном учреждении в Интернет ресурсах, включая сайт школы и другие информационные ресурсы

5. Изготовить новые печати, бланки согласно новым документам

6. Сменить вывеску у образовательного учреждения

Кто обязан вносить изменения в наименование?

Образовательное учреждение, тип которого меняется, в обязательном порядке должен переименовать его в рамках Закона об образовании. Если тип не меняется, то соответственно, переименование не требуется. Итак, внесем еще больше конкретики и обозначим, кому необходимо вносить изменения в наименование:

    образовательным учреждениям, в отношении которых тип, в соответствии с Законом об образовании, меняется;

    образовательным учреждениям, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится.

Ссылаясь на закон об образовании, во многих пунктах идет речь о переименовании обычных, казенных, а также специализированных школ для детей с отклонениями, из «образовательных» в «общеобразовательные».

Каким должно быть наименование школы?

В законе об образовании и разъяснениям к нему описано, что обязательно должно вмещать наименование образовательного учреждения:

    Организационно-правовая форма и тип образовательной организации. Тип организаций указывается с учетом их организационно-правовой формы, которые установлены в ч. 2 ст. 23 Закона об образовании;

    Нет необходимости менять слово «учреждение» на «организация»;

    Все автономные образовательные учреждения в своем наименовании должны содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное»;

Для наглядного примера рассмотрим следующее наименование:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления»

    слово «муниципальное» указывает на учредителя (собственника имущества) учреждения;

    слово «учреждение» - на организационно-правовую форму;

    слово «бюджетное» - на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно);

    слово «общеобразовательное» - на тип образовательной организации;

    словосочетание «Лицей современных технологий управления» - специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности (в кавычках).

Также согласно Закону об образовании должны быть сделаны следующие переименования:

  • муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа» ;
  • специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения ;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы – в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением ;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования – в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением ;
  • образовательные учреждения дополнительного образования детей - в учреждения дополнительного образования .

Нормативные документы и материалы

При проведении данной работы следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 31.01.2016);
  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ с последующими изменениями;
  • письмом Минобрнауки России от 10 июня 2013 года № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений»;
  • письмом Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. № ДЛ-187/17 “В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений”.

1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее – новый закон). До вступления в силу нового закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-правового документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

Проверки образовательных учреждений Чеченской Республики, проведенные в сентябре 2013 г., а также вопросы, поступающие от руководителей и других работников образовательных учреждений в адрес Министерства образования и науки Чеченской Республики, свидетельствуют о том, что не проведена на должном уровне соответствующая работа по изучению нового закона и принятию необходимых организационных мер образовательными учреждениями в субъекте.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся главного локального нормативного акта любой образовательной организации – устава. В новом законе есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья нового закона, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 нового закона об образовании, в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 нового закона, в уставе необходимо указывать также следующую информацию:
1) порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации" (часть 5 ст. 26);
2) порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);
3) права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Полагаем возможным требование части 3 статьи 52 нового закона изложить в уставе следующим образом: «Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного, медицинского) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:
-наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
-открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
-порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
-права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, новый закон предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы нового закона (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе, а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Новый закон об образовании не единственный нормативный акт, которым следует руководствоваться при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательством РФ.

С учетом положений нового закона, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагаем следующий вариант структуры устава образовательной организации:
1. Общие положения
2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения
3. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество
4. Организация деятельности и управление Учреждением
5. Реорганизация и ликвидация Учреждения
6. Локальные нормативные акты Учреждения
7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

Отметим, что в соответствие с частью 5 статьи 108 нового закона, наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-правовые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 нового закона, так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 нового закона срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Новый закон заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № дл-151/17 "О наименовании образовательных учреждений" (далее – письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – "организация", из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово "учреждение" не нужно менять на слово "организация".

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовательное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-правовой формой, а понятие «общеобразовательное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразовательных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Отметим, что согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Перечислим основные выводы:
1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;
2.Образовательное учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;
3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».

Хазбиев Т.М.
главный специалист Министерства образования и науки Чеченской Республики,
старший преподаватель кафедры управления образованием ГБОУ ДПО «ЧИПКРО»,
руководитель юридической клиники юридического факультета ФБОУ ВПО
«Чеченский государственный университет»

УСТАВ *

Муниципального общеобразовательного учреждения

« Средняя общеобразовательная школа № 6»

Копейского городского округа

(в новой редакции от 15.03.2017 г.)

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. «Средняя общеобразовательная школа №6 » Копейского городского округа, именуемое в дальнейшем «Учреждение», является некоммерческой организацией, создано в соответствии с постановлением главы администрации города Копейска от 08.09.1995 № 302 «О государственной регистрации учреждений образования города Копейска».

2. Полное наименование Учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 » Копейского городского округа.

Сокращённое наименование Учреждения – МОУ «СОШ № 6 ».

Полное и сокращенное наименования являются равнозначными.

Организационно-правовая форма – учреждение.

Тип Учреждения – автономное.

Тип образовательной организации – общеобразовательная организация.

3. Местонахождение Учреждения:

Юридическийадрес:456601,Челябинскаяобласть,городКопейск, улица Ленина, дом 62-Б.

Фактическийадрес:456601,Челябинскаяобласть,городКопейск,улица Ленина, дом 62-Б

4. Учредителем Учреждения от имени муниципального образования «Копейский городской округ» является администрация Копейского городского округа (далее – Учредитель).

Местонахождение Учредителя: 456618, Челябинская область, город Копейск, улица Ленина, дом 52.

5. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет управление образования администрации Копейского городского округа Челябинской области в рамках переданных полномочий.

Местонахождение управления образования администрации Копейского городского округа Челябинской области: 456618, Челябинская область, город Копейск, улица Ленина, дом 54.

6. Полномочия собственника муниципального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, от имени муниципального образования «Копейский городской округ» осуществляет управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа (далее – Собственник).

Местонахождение Собственника: 456618, Челябинская область, город Копейск, улица Ленина, дом 52.

7. Учредитель и Собственник не несут ответственность по обязательствам Учреждения.

8. В своей деятельности Учреждение руководствуется действующим федеральным и региональным законодательством, муниципальными правовыми актами Копейского городского округа и уполномоченных должностных лиц администрации Копейского городского округа, принятыми в пределах их компетенции, установленных муниципальными правовыми актами Учредителя, настоящим Уставом.

9. В Учреждении образовательная деятельность ведется на государственном языке Российской Федерации.

10. Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском суде.

11. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законодательством порядке, круглую печать со своим полным наименованием, штампы, бланки, собственную символику и другую атрибутику, утвержденную в установленном порядке.

12. Учреждение проходит государственную аккредитацию и лицензирование в установленном законом порядке.

13. Право на образовательную деятельность и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, возникают у Учреждения с момента выдачи ему лицензии.

14. Учреждение может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, предусмотренные соответствующими локальными нормативными актами .

15. Учреждение обеспечивает открытость и доступность информации и копий документов, предусмотренных действующим законодательством, путем их размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Учреждения в сети Интернет.

16. Информация (в текстовой и (или) табличной формах) и документы (копии) подлежат размещению и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

17. Основания возникновения и порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), в том числе название Учреждения, его официальная символика, наименования проектов и программ Учреждения, официальный сайт Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Учреждение вправе иметь собственные печатные и электронные издания.

19. Ежегодно Учреждение обязано публиковать отчет о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в средствах массовой информации.

20. Учреждение не имеет филиалов и представительств.

21. Учреждение может иметь филиалы, которые проходят регистрацию по фактическому адресу. Лицензирование и государственная аккредитация этих филиалов осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II . ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

22. Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий муниципального образования «Копейский городской округ» в сфере образования.

Предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной и иной деятельности населения.

23. Целями деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направленностей в соответствии с пунктами 23, 24 настоящего Устава, осуществление деятельности в сфере культуры, физической культуры и спорта, охраны и укрепления здоровья, отдыха и рекреации.

24. Основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

25. Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности: образовательная деятельность по основным программам дошкольного образования, образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам, программампрофессионального обучения.

26. Учреждение выполняет муниципальное задание, которое в соответствии с предусмотренными в настоящем Уставе видами деятельности Учреждения формируется и утверждается Учредителем.

27. Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области и Учредителя в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

28. Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

29. Доход от оказания платных образовательных услуг используется Учреждением в соответствии со следующими целями: развитие Учреждения, повышение его конкурентоспособности и повышение уровня оплаты труда работников Учреждения.

30. Учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности, в том числе приносящие доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано:

1) образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам;

2) деятельность по присмотру и уходу за детьми;

3) деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;

4) физкультурно-оздоровительная деятельность;

5) деятельность детских лагерей на время каникул;

6) сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества: предоставление в аренду и (или) безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения;

7) тренировочная деятельность в области спорта и игр;

8) деятельность спортивных объектов;

9) деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений;

10) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа;

11) научная и (или) творческая деятельность.

31. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности и оказывать платные услуги, не предусмотренные настоящим Уставом.

32. Учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы здравоохранения. Учреждение предоставляет помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

33. Учреждение с согласия Собственника на основании договора между образовательным Учреждением и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в безвозмездное пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания обучающихся.

34. Организация п итания обучающихся и работников в Учреждении осуществляется самостоятельно Учреждением или на основании договора с предприятием общественного питания.

35. Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного, медицинского) персонала закреплен в действующем законодательстве об образовании, Трудовом кодекс Российской Федерации, в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах (эффективных контрактов) с работниками.

* в данном разделе представлена выдержка основных положений Устава.

Согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ (далее – Закон об образовании) образовательные учреждения должны привести свои уставы в соответствие с Законом об образовании не позднее 1 июля 2016 года .

Информация, которая должна содержаться в учредительных документах некоммерческой организации, изложена в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях». Это:

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
  • место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью,
  • предмет и цели деятельности,
  • сведения о филиалах и представительствах,
  • права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей),
  • источники формирования имущества некоммерческой организации,
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать:

  • наименование учреждения,
  • указание на тип учреждения,
  • сведения о собственнике его имущества,
  • исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано,
  • указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

В Законе об образовании (часть 2 статьи 25) определено, что в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, должна содержаться следующая информация:

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Эти требования дополняют ряд других его статей: часть 5 статьи 26, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 52. Согласно им в уставе школы необходимо изложить также:

  • порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации (часть 5 ст. 26);
  • порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);
  • права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Что касается такой информации как:

  • правила приема обучающихся;
  • режим занятий обучающихся, формы обучения;
  • периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, а также оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.
  • порядок открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
  • порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
  • права и обязанности участников образовательного процесса;
  • перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения,

то она не указана как обязательная и может быть регламентирована локальными нормативными актами школы.

Таким образом, согласно Закону об образовании новая редакция устава может быть значительно короче. Конечно, школа может по своему желанию включить максимум информации в текст устава, не противоречащей действующему законодательству. Однако, в таком случае придется постоянно вносить в него изменения и дополнения, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется.

Следовательно, текст устава имеет смысл делать максимально лаконичным, не дублируя в нем нормы законов, а также, не включая положений, которые регулируются на уровне локальных нормативных актов.

В любом случае структура устава школы и его содержание определяется ее учредителем, так как согласно ст. 25 Закона об образовании устав школы утверждает её учредитель. При наличии его несогласия с текстом устава он просто не будет утвержден. При этом следует иметь ввиду, что Закон об образовании теперь не предусматривает предварительного принятия устава государственного (муниципального) образовательного учреждения каким-либо ее коллегиальным органом управления.

Модель устава школы можно посмотреть на сайте «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», по ссылке