Общественный контроль в сфере защиты прав потребителей. Юридические услуги, адвокат, закон, юрист, суд, консультация, развод

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Эта ситуация дисбаланса наносит ущерб взаимодействию социальных субъектов, поэтому стремление к гармонии направлено на обеспечение равенства на потребительском рынке. Есть надежда положить конец пагубному разделению, которое поставило потребителя с одной стороны и поставщика на другое, как если бы они были социальными сторонниками и были навсегда в антагонистических ситуациях. Это связано с тем, что основными целями принципа гармонии потребительских отношений являются мир и развитие без травм.

Роберто Сениз Лисбоа синтезирует это. Соотношение потребления должно быть гармоничным и справедливым, чтобы связь между поставщиком и потребителем была составлена ​​таким образом, чтобы установить экономическое равновесие финансового уравнения и юридических обязательств, согласованных или заключенных заинтересованными сторонами.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг. Формы защиты прав потребителей, пробелы в законодательстве о защите прав потребителей.

    В потребительских отношениях обращение, предоставляемое потребителю и поставщику, должно быть сделано таким образом, чтобы обеспечить гармонизацию интересов, с тем чтобы обеспечить экономическое и социальное развитие, а также умиротворения между сторонами.

    Принцип добросовестности является фактором, ограничивающим автономию воли на досудебном и постконтрактном этапе и даже во время исполнения контракта. Это объясняется тем, что это норма, которая обусловливает и узаконивает весь юридический опыт, от толкования правовых приказов и договорных положений до их конечных последствий, в поисках пресечения злоупотреблений и в содействии надлежащему и этическому поведению в правовых отношениях.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2010

    Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления и работа антимонопольных органов в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2007

    Нормативно-правовое регулирование защиты прав потребителей. Понятие услуги в гражданском законодательстве. Защита прав потребителей. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей в сфере услуг. Иные виды защиты.

    Это неопределенная правовая концепция, относящаяся к типу поведения, требуемому для тех, кто является членами правоотношения. Он является многопрофильным стандартом, поскольку невозможно эффективно привести в действие или перечислить значение оценки, которая должна быть сделана, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

    Его следует изучать по двум подходам: объективной добросовестности и субъективной добросовестности. Что касается объективной добросовестности, также называемой этической концепцией добросовестности, то обязанность налагать на участников правовых отношений обязанность действовать с правильностью в соответствии со стандартами поведения среднего человека, установленными и признанными в социальной среды. Это значение представляет собой юридическую обязанность, которая обязывает практику одного поведения, а не другого, а не просто выступает в качестве оправдания для конкретного поведения.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2003

    Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей. Историко-правовые аспекты охраны прав потребителей. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг. Характеристика способов защиты прав потребителей.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2010

    В этом смысле Рикардо Маурисио Фрейре Соареш указывает, что он выражает модель социального поведения или правовой стандарт, согласно которому каждый человек должен приспосабливать свое поведение к нормативному архетипу, действуя честно, лояльно и честно. С другой стороны, субъективная добросовестность, также известная по психологической концепции добросовестности, переводится в веру того, кто проявляет свою волю, что его отношение правильное. Это явно психологическое состояние, не принимая во внимание внешнее поведение агента.

    Это означает, что состояние сознания действует в соответствии с правом или идеей невежества, ошибочной верой, хотя и оправданным, о существовании регулярной ситуации. Джудит Мартинс-Коста утверждает, что функции объективной добросовестности трижды. Первой функцией является герменевтическая интеграция, которая действует как опытный канон для заполнения пробелов в договорных отношениях. Вторая функция является создателем юридических обязанностей и коррелирует со вторичными или латеральными обязанностями, вытекающими из доверия и лояльности, которые стороны должны действовать.

    Основы законодательной регламентации деятельности мировых судей в сфере защиты прав потребителей. Правовой статус мировых судей, подведомственность и подсудность дел о защите прав потребителей. Правовые проблемы взыскания компенсации морального вреда.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2010

    История развития института защиты прав потребителей в России. Современное законодательство о защите прав потребителей в сфере торговли. Общая характеристика договора розничной купли-продажи. Последствия нарушения прав потребителей в торговом обслуживании.

    И третья функция - это ограничение субъективных прав, а также запрещает практику поведения, которая противоречит повелению действовать с лояльностью и исправлением. Адемир Пиментель в свою очередь утверждает, что три функции, присущие принципу добросовестности, таковы.

    Как уже указывалось, принцип добросовестности направлен на обеспечение того, чтобы стороны договорных отношений рассматривали справедливость и этику, сдерживая оскорбительное поведение. Принципы прозрачности и информации тесно связаны, поскольку прозрачность - это качественная и количественная ясность информации, которую стороны должны взаимно предоставлять в правовых отношениях. У потребителя нет информации, если нет прозрачности в содержании правовых отношений.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2012

    Правонарушения в сфере защиты прав потребителей. Основные понятия и новшества Закона РФ "О защите прав потребителей". Государственная и общественная защита прав потребителей, судебная практика. Права потребителей как институт международного права.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    По принципу прозрачности поставщик обязан предоставить четкую и правильную информацию о продаваемом продукте в контракте, который должен быть подписан, что отражает лояльность и уважение между сторонами отношений потребления. Центральная идея заключается в том, чтобы обеспечить более тесные и более искренние и менее разрушительные договорные отношения между потребителями и поставщиками.

    В Бразилии по-разному поставщик обязан действовать с прозрачностью не только при формировании контрактов, но и в рекламе, а также должен четко понимать характеристики и качество предлагаемого продукта, включая условия контракта. Поэтому законодатель стремился избежать любого рода травм для потребителя, поскольку, не зная о содержании контракта, обязательств, которые он принимает, он может быть связан обязательствами, которые он не может вынести или которые он просто не хочет. Таким образом, также приобретение продукта без четкой и точной информации о его качествах и характеристиках может приобрести продукт, который не подходит для того, что вы хотите или не обладаете теми качествами, которые, по мнению поставщика, облегчают прекращение договорных отношений.

В период "расцвета" мирового финансово-экономического кризиса Президент РФ потребовал от чиновников прекратить "кошмарить бизнес" и пообещал малому бизнесу серьезную поддержку в деле борьбы с "наездами по коммерческим наводкам", понимая всю тяжесть экономической ноши, которая может лечь на плечи предпринимателя.

Уловив сигнал главы государства, местные чиновники поспешили дать команды об уменьшении плановых (и тем более внеплановых) проверок бизнеса. Но эти действия, как всегда, носили временный характер: с улучшением экономической ситуации в стране количество проверок организаций и индивидуальных предпринимателей начало увеличиваться.
И в первую очередь страдают те предприниматели, которые предоставляют услуги или продают товары потребителям. Именно в этой среде больше всего находят нарушения проверяющие органы.
Но помимо государственных проверяющих на арену защиты прав потребителей вышли новые проверяющие - общественные объединения.
Согласно ст. 45 Закона о защите прав потребителей граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Данное положение основано на конституционном праве граждан на объединение, закрепленное в ст. 30 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Согласно ст. 18 данного Закона общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Правоспособность формирования как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Необходимо отметить, что законодателем особо выделяется такой значимый признак общественного объединения, как цель его создания. Для объединения потребителей это должна быть как минимум цель защиты прав граждан при приобретении товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных их для жизни, здоровья и имущества потребителей.
Цель организации закрепляется в уставе, где также определяются организационные и иные правила деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для реализации заявленных целей объединениям потребителей, согласно ст. 45 Закона о защите прав потребителей, разрешено:
- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Подвергая расширительному толкованию данные нормы, общественные объединения очень часто злоупотребляют предоставленными им законом правами, зачастую действуя как государственные органы, например как Роспотребнадзор или Госпожнадзор.
Возможность проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей сотрудники общественных организаций понимают буквально. И при проведении проверок требуют от предпринимателей большое количество документов, предоставление которых не предусмотрено законом, составляют акты и требуют их подписания должностными лицами организации, выносят предписания об устранении нарушений. При этом предприниматели отмечают частые проверки и их "заказной" характер, а также прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты "штрафа" непосредственно сотрудникам общественного объединения.
Выполняя важную социальную функцию общественного контроля качества и безопасности продукции, а также по обеспечению соблюдения прав граждан, на деле некоторые общественные объединения нередко подменяют свои уставные цели корыстными намерениями по обогащению за счет предпринимателей.
Пользуясь юридической безграмотностью владельцев бизнеса, въевшимся чувством страха перед любой проверкой, недобросовестные сотрудники общественных объединений проводят рейды среди малого и среднего бизнеса лишь с одной целью - получить доход.
В случаях удовлетворения требований лжепроверяющих выявленные нарушения остаются неустраненными и виновные лица не несут никакой ответственности, а следовательно, проводимые указанными организациями проверки преследуют цели только необоснованного обогащения ее представителей, а не цели общественного контроля качества продукции и оказываемых услуг.
Такая деятельность бросает тень и на общественные объединения потребителей, которые добросовестно и в соответствии с законом выполняют свои функции, а также дискредитирует сущность общественного контроля, фактически превращая его в инструмент неправомерной, а подчас и преступной деятельности.
Надо сказать, что мздоимство и взяточничество, к сожалению, стали частью менталитета среднестатистического россиянина. Многие предприниматели привыкли к тому, что с проверяющими лучше договариваться, заменив возможный немаленький штраф небольшим подношением. Те, кто "сотрудничает", работают спокойно, те, кто не хочет кормить лишних нахлебников, вынуждены бороться с произволом.
Таким лицам необходимо помнить о том, что общественные организации - это негосударственные органы и полномочия их далеко не так широки, как это может показаться на первый взгляд.
В настоящее время в рамках реализации задач, поставленных Президентом РФ, права контролирующих органов в сфере проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ограничены и подробно регламентированы, например, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вместе с тем порядок проведения проверок общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), а также лицами, уполномоченными на их проведение, их права и ответственность действующим законодательством РФ не установлен, что создает благоприятные условия для необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей.
Да, они имеют право проверять соблюдение прав потребителей торговыми организациями и составлять акты о выявленных правонарушениях. Но это не означает, что организации должны как-то содействовать им в этом, продавцы вообще могут никак не реагировать на действия работников общественных организаций, закон не обязывает продавцов представлять им какие-то документы, предоставлять какую-либо информацию, выделять место для составления их актов и т.д.
В соответствии со ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" продавец обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе и информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя (в данном случае речь идет о сертификатах соответствия, которые так любят требовать проверяющие из любых инстанций). Однако такая обязанность существует только в отношении потребителей, т.е. лиц, имеющих намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие товары. Проверяющие же не имеют намерения купить товары, у них другие цели, поэтому потребителями они считаться не могут, а следовательно, и требовать представления им документов - тоже.
Так называемые контрольные закупки недопустимы не только членами общественного объединения по защите прав потребителей, но и Роспотребнадзором рассматриваются как противоправные акты, свидетельствующие о превышении сотрудниками своих полномочий.
Действующим административным законодательством "контрольная закупка" также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, - выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ).
Что же касается требований общественных проверяющих представить какие-то другие документы, то в письме от 29 июня 2005 г. N 0100/4938-05-32 Роспотребнадзор указал, что...отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона о защите прав потребителей.
Подобные факты дискредитируют общественное движение потребителей и не способствуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с предпринимательским корпусом. По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:
- требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
- проверку соблюдения санитарных правил и норм;
- проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
- проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
- проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона о защите прав потребителей, предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.
Таким образом, общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.
Кроме того, необходимо помнить, что акты, составляемые общественными организациями, не являются для суда абсолютными доказательствами, так как не обладают той юридической силой, которая имеется у протоколов административных правонарушений, составляемых государственными контролирующими органами.
Форма акта общественного объединения законодательством никак не определена, поскольку составляется документ не должностными лицами, несущими ответственность за их содержание, а обычными гражданами. Фактически акт - это всего лишь форма фиксации свидетельских показаний о возможных нарушениях предпринимателя в сфере прав потребителей. И при рассмотрении такого документа судом он должен оцениваться наравне с показаниями свидетелей продавца.
У сотрудника магазина или предприятия, оказывающего бытовые услуги гражданам, нет обязанностей ознакомляться с данной бумагой, получать ее копию, писать что-либо в ней. Составленный акт общественное объединение должно направить в соответствующий государственный или муниципальный орган, который проведет проверку согласно административному регламенту, составит протокол и наложит штраф, если имеются нарушения действующего законодательства.
Кроме того, всегда необходимо проверять полномочия тех лиц, которые стремятся защитить права потребителя. Очень часто сотрудники общественного объединения предъявляют удостоверения, имитирующие по своей форме и содержанию удостоверения должностных лиц государственных органов, рассчитывая придать важность собственной персоне и происходящему событию (проверке), а заодно и напугать проверяемого.
Не стоит доверять таким удостоверениям, лучше потребовать предъявления устава общественного объединения, заверенного регистрирующим органом, а также других документов, подтверждающих полномочия как самих проверяющих, так и тех, кто их направил.
Ознакомление с документами общественной организации необходимо не только в момент проведения проверки, но и в ходе судебного разбирательства. Дело в том, что многие общественные объединения пренебрегают требованиями законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих объединений. Все они должны иметь устав, обязаны пройти регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти - Минюсте РФ, быть поставлены на налоговый учет, иметь легитимные исполнительные органы. Поэтому в самом начале судебного процесса необходимо потребовать представления подлинники документов, подтверждающих полномочия представителя объединения и исполнительных органов этой организации.
Также необходимо помнить о том, что любые неправомерные действия общественных организаций могут привести к убыткам коммерческих предприятий. Если проверяющие, войдя в магазин, начинают шуметь, прерывать процесс торговли, отпугивать тем или иным образом покупателей, предпринимателю следует в ответ на заявление в суд общественной организации предъявлять встречный иск, в котором требовать возмещения вреда - упущенной выгоды, так как вследствие действий проверяющих на некоторое время была приостановлена торговля.
Возможно, что данные требования и не будут удовлетворены судом, но это уравняет продавца и того, кто хочет за его счет нажиться, в правах и возможностях.

Принцип информации обязательно предполагает предварительное сообщение поставщика для потребителя, с тем чтобы предоставить ему условия, чтобы судить, следует ли дело приобретать или использовать продукт или услугу, под страхом расстройства его интересов. Таким образом, он может быть применен против всех тех, кто предоставляет продукты и услуги на потребительском рынке, а также освобождает потребителя от уплаты обязательств, а также подчиняется договорным статьям, к которым он не был проинформирован или не имел доступа.

Из соображений этих двух устройств видно, что в договорной практике предложения и представления продукта или услуги потребитель уже имеет право иметь всю информацию о добре, то есть эффект этого принципа достигает досудебного этапа, под штрафом не обязывают потребителя, даже после подписания контракта.

Заключение

По данным Управления Роспотребнадзора по городу Москве за апрель 2011 г., в сфере защиты прав потребителей проведено 331 мероприятие по контролю предприятий потребительского рынка, направленных на выявление правонарушений в разных сферах деятельности (в феврале 2011 г. таких мероприятий было проведено всего 210), в том числе 248 внеплановых (в феврале - 157).
По результатам проведенных мероприятий сотрудниками Управления было составлено 342 постановления о наложении штрафных санкций в сфере защиты прав потребителей, вынесено 22 определения о возбуждении административных дел. Основанием для вынесения определений послужили 16 сообщений (заявлений) граждан, 2 материала от организаций (при этом в феврале 2011 г. также указано 2 материала от организаций). Складывается ощущение, что из нескольких десятков общественных организаций, защищающих права потребителей в городе Москве, свои уставные функции выполняют максимум две.

В соответствии с принципами прозрачности и информации поставщик обязан предоставлять информацию о продуктах или услугах четким, точным и соответствующим образом с момента предложения к исполнению контракта. Основываясь на концепции принципов, принятых в этой диссертации, образование - это конечное поведение, которое должно быть востребовано законами о защите потребителей, обществом и Общественной властью.

Принцип образования, в терминах выше, как основное поведение для реализации прав потребителей находит поддержку во внешнем законодательстве. Образование играет фундаментальную роль в формулировании потребительского менталитета и считается ключевым элементом. Это связано с тем, что образованный потребитель сознательно относится к акту потребителя. Это важно для формирования гражданина-потребителя, который, будучи наиболее уязвимой частью образованных потребительских отношений, имеет право выбирать продукты и услуги, размещенные в его распоряжении на рынке.