Как правильно оформить положение. Методические рекомендации "как написать положение"

Положение

, ср.

Расположение в пространстве, местонахождение.

Географическое положение.

Петр стоял, опершись на луку седла, и --- прислушивался, стараясь по возможности определить свое положение в незнакомом месте. Короленко, Слепой музыкант.

Время идет медленно, полосы лунного света на подоконнике не меняют своего положения, точно застыли. Чехов, Скучная история.

Расположение, постановка тела или его частей; поза.

Неудобное положение головы. Изменить положение ног. Стоять в положении «смирно». Принять горизонтальное положение (лечь).

[Бельтов] сел на стул и обернулся головою к окну. Два часа просидел он в этом положении. Герцен, Кто виноват?

Фламинго забирается в воду по самый живот. В таком положении они не могут даже взлетать, потому что размаху крыльев мешает вода. Павленко, Охота на фламинго.

|| с определением.

Определенная постановка, установка предметов.

По всему этому склону росли в наклонном положении огромные кедры. Писемский, Тысяча душ.

Торпедисты приводили аппараты в исходное положение. Г. Щедрин, В перископе - корабли врага.

Место, роль отдельного человека в обществе.

Социальное положение. Служебное положение.

Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, с нетерпением ожидая избавителя. Пушкин, Пиковая дама.

Сыграла ли тут роль робость, или разница в положении комедианта и герцога, --- но только Мольер не вызвал герцога на поединок. Булгаков, Жизнь господина де Мольера.

Важная, значительная роль, значительное место кого-л. в обществе, определяемые высокой служебной должностью, влиятельными знакомствами, связями и т. п.

[Кречинский:] У меня дом, положение в свете, друзей и поклонников куча. Сухово-Кобылин, Свадьба Кречинского.

[Сорин:] Человек молодой, умный, живет в деревне, в глуши, без денег, без положения, без будущего. Чехов, Чайка.

- В нашем обществе положение не передается по наследству, и таким образом человек всего добивается сам. Крон, Дом и корабль.

Состояние, обусловленное какими-л. обстоятельствами.

Семейное положение. На положении холостяка. Нелегальное положение. Положение дел на заводе. Находиться в затруднительном положении. Поставить в смешное положение.

Больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленой, забытой конурке. Бывшие ученики его ---, узнавши об жалком его положении, собрали тут же для него деньги. Гоголь, Мертвые души.

Докладчик говорил о положении на фронтах. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год.

Новые шумные центры возникали на Русской земле, а древний Суздаль постепенно переходил на положение провинции. Полторацкий, Дорога в Суздаль.

|| лит.

Ты не можешь вообразить, как странно читать в 1829 году роман, писанный в 775-м. --- Происшествие занимательно, положение хорошо запутано. Пушкин, Роман в письмах.

Вся фабула, все положения пьесы схематичны. А. Бенуа, О постановке «Мещанин во дворянстве».

5. с определением.

Совокупность общественно-политических отношений, обстановка общественной жизни.

Международное положение. Внутреннее положение в стране. Экономическое положение развивающихся стран.

6. с определением.

Режим, распорядок в общественной жизни, устанавливаемый властью.

Военное положение. Осадное положение.

Вернувшись на завод и узнав о том, что весь командный состав переведен на казарменное положение, Крайнев усмехнулся: он и так сутками не выходил из своего цеха. В. Попов, Сталь и шлак.

Свод правил, законов по определенному вопросу.

Положение о выборах. Положение о системе оплаты труда.

- Порядок подачи рационализаторских предложений строго определен в положении. Листов, Самолетный кочегар.

Утверждение, мысль, лежащие в основе чего-л., выдвинутые кем-л.; тезис.

Положения диалектического материализма.

Мысль, что изящные зрелища воспитывают общество, не есть какое-нибудь сложное положение, которое нуждается в доказательствах или подтверждении. А. Островский,

Отдельные записи.

Все его внимание было сосредоточено на основных положениях того короткого доклада, который он должен был сделать на совещании. Паустовский, Рождение моря.

9. устар.

Положение в гроб.

- положение хуже губернаторского

хозяин{ (или господин )} положения

о том, кто может действовать независимо, по своему усмотрению в данной обстановке.

В (интересном) положении

беременна.

- Они с Сашей тайно от вас записались в загсе, и теперь Тамара уже в положении. Полторацкий, Зеленая ветка.

- до положения риз

- спасти положение

- быть на высоте положения

- войти в положение

- выйти из положения


Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

Синонимы :

Смотреть что такое "положение" в других словарях:

    Положения, ср. 1. Местонахождение, расположение в пространстве. Положение луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить часы в строго вертикальном положении. 2. Поза; особая… … Толковый словарь Ушакова

    Расположение, размещение, состояние, отношение, постановка, поза, позиция, обстановка, ситуация; условия, обстоятельства (мн. ч.), жизнь. Картинная (театральная) поза. Он в дурных обстоятельствах. См. афоризм, достоинство, закон, мнение, мысль,… … Словарь синонимов

    Положение - Положение ♦ Situation Положение причисляют к одной из 10 категорий Аристотеля. В этом случае оно обозначает то же, что место или позиция (Место и Позиция). В распространенном смысле положением какого либо существа называют долю занимаемого… … Философский словарь Спонвиля

    Положение - нормативный правовой акт, имеющий сводное значение и определяющий статус государственного органа или государственных органов. Пример Положение о Межведомственной комиссии по вопросам охраны и использования объектов промышленной собственности и ее … Элементарные начала общей теории права

    ПОЛОЖЕНИЕ - (position). Место таксона в качестве элемента таксона более высокого ранга; так, например, Antirrhinum spurium по своему положению является элементом рода Antirrhinum, но когда он переносится в род Linaria, то его положение становится таким,… … Термины ботанической номенклатуры

    Нормативный правовой акт, который детально регламентирует правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных государственных органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также… … Юридический словарь

    А. Нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы государственного органа. Б. Нормативный акт, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок деятельности, ответственность… … Словарь бизнес-терминов

    ПОЛОЖЕНИЕ, я, ср. 1. Местонахождение в пространстве. Определить п. судна. 2. Расположение, постановка тела или частей его, поза. П. рук при упоре. В сидячем положении. 3. Состояние кого чего н., сложившиеся обстоятельства. Тяжёлое п. в семье.… … Толковый словарь Ожегова


    Премии являются неотъемлемой частью системы оплаты труда. Перечень и размер стимулирующих выплат определяется каждым работодателем самостоятельно или в сотрудничестве с представителями трудового коллектива. Положение о премировании – это локальный нормативный акт о правилах назначения премий на конкретном предприятии.

    Зачем нужно положение о премировании

    Все локальные нормативные акты можно разделить на две группы – обязательные и необязательные. К обязательным относятся:

    • правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);
    • штатное расписание (предусмотрено Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и упоминается в ст. ст. 15 и 57 ТК РФ);
    • график отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ);
    • положение о порядке работы с персональными данными сотрудника (ст. 87 ТК РФ);
    • правила (инструкция) по охране труда для работников (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

    Трудовой кодекс не содержит никаких требований о необходимости разрабатывать и иметь в наличии положение о премировании.

    Так для чего оно необходимо?

    Премию можно назначить или нет и таким образом стимулировать трудовую активность работников, достижение ими высоких результатов. За значительные успехи в труде сотрудникам выплачивается премия. Если успехи невелики, премия не выдается.

    При помощи системы премий работодатель может экономить фонд оплаты труда, снижая свои издержки. Если сумму заработка разделить хотя бы на две части – оклад и премию, открывается возможность не тратить деньги на выплату премий, оставить их в обороте фирмы на законном основании или перераспределить премиальный фонд между отдельными работниками, группами или категориями сотрудников.

    Очевидно, что какими бы мотивами ни руководствовались работодатели, премия в качестве элемента фонда оплаты труда им выгодна.

    Получить выгоду от премий работодатель сможет только в том случае, если любое действие по назначению или отказу от назначения премии он проведет в рамках действующего законодательства – трудового, налогового, об административных нарушениях. А для этого необходимо разработать нормативный акт, в котором требования законодательства были бы полноценно увязаны с целями, которые преследует сам работодатель. Такой документ позволит:

    • избежать претензий налоговых органов по вопросу включения премий в состав расходов на оплату труда при исчислении налога на прибыль;
    • не вступать в споры с проверяющими органами социального страхования по вопросу расчета пособий по временной нетрудоспособности;
    • отдельно не расписывать вопросы материального стимулирования в текстах трудовых договоров работников. Это важно, поскольку в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса в расходы на оплату труда могут включаться только те премии, которые предусмотрены либо трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, либо непосредственно нормами законодательства Российской Федерации. Поэтому для обоснования расходов по налогу на прибыль в трудовых договорах работников достаточно сделать ссылки на существующие положения о премировании. Данное мнение подтверждают и чиновники (Письмо Минфина России от 5 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/81).

    Каждая организация имеет специфичную систему материального поощрения сотрудников, обусловленную технологическими, производственными и организационными особенностями работы. По-разному можно подойти и к ее оформлению.

    Как составить положение о премировании, в каждой организации решают самостоятельно. Оно может быть:

    • разделом (приложением) коллективного договора;
    • разделом положения об оплате труда;
    • самостоятельным нормативным актом.

    Выбор конкретного варианта зависит от многих условий. Если положение о премировании станет разделом коллективного договора, на него будут распространяться те же правила заключения и внесения (при необходимости) изменений, что и на сам договор. То есть участие представителей трудового коллектива станет обязательным. Необходимо будет учесть мнение выборного органа, которому делегировано право разработать коллективный договор.

    С точки зрения технологии подготовки это не самый удобный вариант. Намного проще поручить отделу труда и заработной платы или экономисту по труду придать письменную форму тем идеям, которые хотел бы заложить в порядок назначения премий сам работодатель. При этом нельзя забывать, что с точки зрения налогового законодательства коллективный договор имеет больший вес, чем любой локальный нормативный акт, утвержденный приказом генерального директора. Поэтому в определенных случаях будет предпочтительнее гарантировать учет премиальных выплат в составе расходов на оплату труда, включив раздел о премировании в коллективный договор. Однако в большинстве организаций вопросы премирования прописаны в отдельных локальных нормативных актах.

    О чем должно быть сказано в положении о премировании? Никаких законодательно установленных правил нет. Но практика позволяет заключить, какие элементы должны содержаться в этом документе обязательно.

    Обязательные элементы содержания. В положении о премировании в отношении каждой премиальной выплаты должны быть указаны:

    • показатели премирования;
    • условия премирования;
    • круг премируемых работников;
    • размеры премиальных выплат;
    • порядок расчета премии;
    • периодичность премирования;
    • источники премирования;
    • перечень производственных упущений, в связи с которыми премия не назначается;
    • перечень выплат, на которые премия начисляется и на которые не начисляется.

    Структура положения о премировании. Как правило, документ состоит из нескольких разделов:

    разд. 1 – общие положения;

    разд. 2 – виды премий (по показателям премирования);

    разд. 3, 4, 5... – порядок назначения и выплаты премии (по видам премий);

    последний раздел – заключительные положения.

    Общие положения о премировании включают прежде всего характеристику статуса данного документа и цели его принятия.

    Во многих крупных организациях положение о премировании принимается для конкретного подразделения или ряда подразделений, общие показатели премирования которых могут быть схожими по характеристикам.

    В разд. 2 определяются виды премий и, соответственно, показатели премирования. Текст следует построить так, чтобы было понятно, за что назначается премия. В интересах работодателя оформить документ согласно требованиям п. 2 ст. 255 Налогового кодекса, в котором говорится о премиях стимулирующего характера, в том числе за производственные результаты. В их числе Налоговый кодекс называет «надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели». В разд. 2 положения о премировании могут быть поименованы также премии к праздничным датам и другие вознаграждения, которые выплачиваются из прибыли.

    Обозначая тот или иной вид премии, нельзя руководствоваться общими фразами типа: «за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, установленных норм труда, соблюдение трудовой дисциплины, требований по охране труда и правил внутреннего трудового распорядка». Данные условия могут быть включены в текст этого раздела в качестве информационной составляющей.

    Конкретные показатели премирования должны быть четко перечислены, дифференцированы по категориям работников, по подразделениям.

    Возможно, показатель премирования будет единичным. Например, для работников цехов предприятия устанавливается следующий показатель: выполнение плана выпуска продукции в заданном объеме.

    Если для оценки качества работы одного показателя недостаточно, за основу можно взять два критерия и более.

    Например, показателями премирования для работников бухгалтерии являются:

    • своевременная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности;
    • отсутствие ошибок в ведении бухгалтерского учета и исчислении налогов и сборов по результатам налоговых и аудиторских проверок.

    Если вид премирования – единственный, в этом же разделе можно указать все обязательные условия премирования, в том числе и базовый размер премии, который устанавливается при условии выполнения конкретного показателя премирования.

    Однако более правильно при составлении положения о премировании сведения о размере премии отражать в следующих разделах, посвященных порядку расчета премии конкретного вида.

    Порядок расчета и утверждения размера премии

    Прежде всего по указанному в названии раздела виду премии определяется круг премируемых работников. Следует особо оговорить порядок начисления премий работникам, которые либо поступили на предприятие, либо уволились. Например, при назначении премий по итогам работы за год, которые начисляются по истечении календарного года.

    В этом же разделе указывают условия премирования и перечень производственных упущений, за которые премия не назначается или снижается. Это:

    • такие меры дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу;
    • упущения, связанные с обязанностями работника, предусмотренными должностной инструкцией, неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей;
    • нарушения правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной защиты, грубое нарушение требований охраны труда, производственной санитарии;
    • невыполнение приказов и распоряжений руководства и других организационно-распорядительных документов предприятия;
    • прогул, а также появление на работе в нетрезвом состоянии либо отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более трех часов непрерывно или суммарно в течение рабочего дня, распитие спиртных напитков в рабочее время;
    • утрата, повреждение и причинение ущерба имуществу предприятия или иное причинение ущерба виновными действиями работника.

    Размер премии может быть определен в твердой сумме или как процентное отношение к некоторой базе. Например, за выполнение плана на 100% рабочие столярного цеха премируются в размере 2000 руб. в месяц. Другой вариант: если менеджер обеспечил получение сверхплановой выручки, ему выплачивается премия в размере 10% от этой суммы. Если положением установлен какой-либо процент премирования, например 50% от должностного оклада в месяц за выполнение планового задания, работодатель не может уменьшить размер премии по своему усмотрению. Это возможно только в том случае, если работник допустил производственное упущение, за которое снижается размер премий. Законодательством не предусмотрен порядок лишения работников премии полностью или частично. Чтобы избежать трудового спора, необходимо предусмотреть запись о том, что если работник нарушил трудовую дисциплину, то ему премия не начисляется либо начисляется не полностью. При этом в положение о премировании можно включить процент снижения премии за каждое из допущенных нарушений. Например, при наличии дисциплинарного взыскания размер премии работника снижается на 50% от размера премии, начисленной работнику в зависимости от трудового вклада. Снижение размера премии производится в том расчетном периоде, в котором допущено упущение в работе.

    Если размер премии трудно определить исходя из количественных показателей, в положении о премировании можно определить низший и высший ее пределы. Например, сумма ежемесячной премии составляет от 10 до 20% от оклада работника. Размер премии может быть четко привязан к показателям премирования или отдан на усмотрение руководителя подразделения (предприятия).

    Непосредственный руководитель, курирующий работу подчиненных, в рамках низшей и высшей границ сам определяет размер премии конкретного работника, исходя из качества его работы.

    В случае, когда показатели премирования подлежат количественному подсчету, размер премии варьируется в зависимости от этого показателя. Например, работник издательства пишет статьи. В этом случае размер премии будет зависеть от количества статей. До пяти статей в месяц – размер премии составляет 20% от оклада, от пяти до семи статей – размер 30% от оклада и т.д.

    Можно также ввести дополнительные критерии определения размера премии. Например, продолжительность стажа работы в организации, выполнение особо сложной работы и т.п.

    При описании порядка назначения премии конкретного вида указывают методику ее расчета. Премиальный фонд выделяется на коллектив в целом или индивидуально для каждого работника, если можно сопоставить индивидуальную работу с итогами деятельности организации.

    Если премия определяется как процент или диапазон процентов, необходимо перечислить, какие выплаты, надбавки включаются в исходную базу, а какие исключаются из базы для начисления премии, используются плановые показатели или фактические (с учетом сокращения оплаты за неотработанное время – отпускные, больничные и т.п.).

    Когда премии выплачиваются за счет средств специального назначения или целевых поступлений, необходимо указать источники премирования. Поскольку такого рода премии не учитываются в расходах для целей исчисления налога на прибыль (п. 22 ст. 270 НК РФ).

    В этом же разделе прописывают механизм принятия решения о назначении или неназначении премии: кто принимает решение о премировании работников и определяет итоговый размер премии, если предусмотрен диапазон значений, и как это решение доводится до бухгалтерии.

    Как правило, решение о премировании принимается исполнительным органом предприятия (директором, генеральным директором, президентом и т.д.) на основании служебных записок руководителей подразделений. В ряде организаций может создаваться экономический (координационный) совет, который решает вопрос о начислении премии.

    При описании конкретного вида премии необходимо указать периодичность ее начисления – ежемесячно, ежеквартально, по итогам года и т.д. Необходимо также отразить сроки, когда должно приниматься решение о выплате премии. Например, при определении размера премии за текущий месяц решение об ее начислении в конкретном размере принимается до 30-го числа. При этом учитываются итоги работы подразделения за истекший месяц.

    Заключительные положения.

    Как правило, данный раздел содержит нормы о порядке вступления в силу и сроке действия документа.

    Момент вступления положения о премировании работников в силу может быть определен в самом тексте документа или в приказе руководителя организации.

    Срок действия локального акта организации при отсутствии упоминания об этом в тексте является неограниченным. Положение о премировании может действовать до его отмены либо до принятия нового локального акта, регулирующего вопросы премирования.

    Действие положения о премировании может быть также ограничено во времени установлением в самом положении срока его действия. Если положение о премировании является составной частью коллективного договора, оно прекращает действовать одновременно с истечением срока, на который заключен договор.

    Министерство образования Республики Саха (Якутия)

    Муниципальное казенное учреждение

    «Управление образования Усть-Майского улуса (района)»

    Как написать положение

    об организации и проведении школьного мероприятия

    Составитель:

    Методист Левина Л.Н.,

    Методист-инструктор Илларионова О.И.

    Усть-Мая 2016

    Методические рекомендации по составлению Положения о проведении школьного мероприятия адресованы начинающим педагогам и методистам. В этом методическом продукте представлена модель написания Положения.

    I. «Общие положения»

    В этом пункте описывается концептуальная идея мероприятия. Помимо этого в данном пункте раскрывается порядок построения данного положения. Здесь же могут быть указаны организаторы мероприятия (или их выделяют отдельным пунктом).

    II. «Цели и задачи»

    Цель - это будущий результат. Очень важно, чтобы цель была сформулирована в виде реально достижимого педагогического результата.

    Задачи - это шаги к достижению цели. Это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая конечный результат и служащая достижению общей цели.

    Формулировать задачи можно через следующие глаголы: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развить, приобщить, поддержать, воспитать, расширить, углубить и др.

    Также при постановке задач можно использовать и существительные: знакомство, обучение, развитие, воспитание, приобщение и т.д. Необходимо соблюдать лишь следующее условие: если формулировка задачи начинается с глагола, то все задачи формулируются с глаголов, если с существительных - то с существительных.

    III. «Участники мероприятия»

    Могут принять участие все желающие. Если ваше мероприятие рассчитано на определенную возрастную группу, не забудьте это отразить в своем положении. Иногда принимают участие только те обучающиеся, которые получают официальное приглашение организаторов на мероприятие.

    В это же пункте можно сразу оговорить и финансовую составляющую участия в мероприятии: с оргвзносом или без него.

    IV . «Время и место».

    В этом пункте обозначается, где проходит мероприятие и когда. Указываются сценические площадки. Дату мероприятия нужно выбирать продуманно: необходимо, постараться избежать накладок, так как многие обучающиеся участвуют в мероприятиях разной направленности. Есть мероприятия, где организаторами традиционно сохраняется период проведения, он остается неизменным на протяжении многих лет. Участники это знают и планируют подготовку.

    V. «Программа или содержание мероприятия».

    В этом пункте оговаривается, сколько будет этапов или туров мероприятия и какие (Например, заочный отборочный, очный отборочный, финал). Сроки этапов/туров мероприятия. Дата, место, время проведения отборочных туров и финала (открытие, закрытие, награждение участников) мероприятия. Перечень сопутствующих мероприятий, место и время проведения (круглые столы, мастер-классы, культурная программа и т.д.).

    V I . «Критерии».

    Пункт этот может быть как самостоятельным структурным элементом положения, так и соединен с пунктом |«Программа или содержание мероприятия». Этот пункт, как правило, разрабатывают члены жюри.

    VI. «Организаторы » или «Руководство». Общее руководство мероприятием возлагается обычно на оргкомитет.

    Оргкомитет является той инициативной группой, которая занимается организацией и проведением мероприятия. В оргкомитет могут входить руководители учреждений, методисты, педагоги, спонсоры, меценаты - то есть все те, кто занимается подготовкой и проведением фестиваля. Возможно создание двух оргкомитетов - большого (состоящего из взрослых людей) и малого (состоящего из обучающихся) или главного (состоящего из людей, предпринимающих только организационные действия).

    Численность оргкомитета зависит от масштаба мероприятия. Каждый член оргкомитета имеет свою сферу деятельности и свои обязанности, как в организационный период, так и в период проведения мероприятия. Оргкомитет решает все вопросы по организации и проведению мероприятия, в частности:

    финансовое обеспечение и установление связи со спонсорами;

    материально-техническое обеспечение;

    установление связи с различными учреждениями, общественными организациями, творческими коллективами;

    создание символики и атрибутики мероприятия;

    подготовка сценариев и выбор ведущих, организация репетиций;

    художественное, музыкальное и световое оформление;

    VII . «Финансирование конкурса »

    Расходы по проведению конкурса несут организаторы, спонсоры согласно смете расходов. Также часть расходов в виде регистрационного или организационного взноса можно возложить на участников мероприятия.

  • 4. Методические рекомендации по изучению дисциплины
  • Тема 13. Документационное обеспечение - основа технологии управления
  • Опорный конспект лекции
  • 13.1. История делопроизводства в России
  • 13.2. Делопроизводство как функция управления, его место среди других управленческих функций
  • 13.3.Разграничение понятий «делопроизводство», «документационное обеспечение управления» (доу) и информационно-документационное обеспечение управления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Опорный конспект лекции
  • 14.1. Современная структура управления документацией в России
  • 14.2. Федеральное законодательство в сфере работы с документированной информацией
  • 14.3. Основные современные нормативно-методические документы по делопроизводству
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 15.1. Унификация управленческих документов. Цель, объекты и методы унификации документов
  • 15.2. Понятия «унифицированная форма документа», «унифицированная система документации». Основные принципы разработки усд
  • 15.4. Международная организация стандартизации (iso), общая характеристика ее деятельности
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 16. Бланк и формуляр управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 16.1. Понятие «реквизит» документа. Постоянные и переменные реквизиты, обязательные реквизиты документа
  • 16.2. Понятие «формуляр документа». Формуляр произвольный и регламентированный, индивидуальный и типовой. Формуляр-образец
  • 16.3. Понятие «бланк» документа. Требования к бланкам организационно-распорядительных документов, определяемые Государственным стандартом
  • Управление делами приказ
  • Федеральная архивная служба россии
  • 16.4. Требования к оформлению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации
  • Комитет по содержанию жилищного фонда
  • Формуляр-образец внешнего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внешнего документа на продольном бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на продольном бланке
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 17.1. Состав постоянных и переменных заголовочных реквизитов
  • 17.2. Требования к оформлению постоянных реквизитов заголовочной части управленческого документа
  • Министерство труда и социального развития российской федерации
  • 17.3. Требования к оформлению переменных реквизитов заголовочнгй части документа
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 18.1. Состав оформляющих реквизитов управленческих документов
  • 18.2. Назначение подписания документов. Использование факсимильной подписи. Электронная подпись
  • 18.3. Согласование документов. Порядок и виды согласования. Визы и гриф согласования, их оформление и место в формуляре документа
  • 18.4. Печати и штампы, их виды и назначение. Государственная гербовая печать. Порядок и место проставления печати на документах
  • 18.5. Отметки на документах как отражение этапов их прохождения и исполнения
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 19.1. Состав реквизитов содержательной части документа. Требования к тексту управленческого документа
  • 19.2. Рубрикация текста документа
  • 19.3. Унификации и стандартизация текстов управленческих документов
  • 19.4. Заголовок и приложение как элементы содержательной части служебного документа, их назначение и оформление
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Опорный конспект лекции
  • 20.1. Понятие «классификация документов». Классификация управленческих документов
  • 1) По видам деятельности:
  • 10) По стадиям создания:
  • 11) По срокам хранения:
  • 12) По функции управления:
  • 20.2. Система организационно-правовых документов, их назначение и содержание
  • 20.4. Учредительные документы: устав, учредительный договор, положение об организации. Правила их составления и оформления
  • 20.5. Положения. Правила их составления и оформления
  • 20.6. Инструкции. Правила их составления и оформления
  • 20.7. Регламент. Правила как вид организационного документа
  • 20.8. Структура и штатная численность организации, штатное расписание. Правила их составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 21.1. Назначение и состав распорядительной документации. Способы принятия управленческих решений
  • 21.2. Этапы подготовки проекта распорядительных документов
  • 21.3. Общие правила составления и оформления распорядительных документов
  • 21.4. Согласование и подписание распорядительных документов
  • 21.5. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе коллегиальности
  • 21.6. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе единоначалия
  • 00.00.200__ №
  • 12.05.2008 № 26-Л/с
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 22.1. Назначение и состав информационно-справочной документации в управленческой деятельности. Особая роль информационно-справочных документов в процессе принятия управленческих решений
  • 22.2. Подготовка, составление и оформление докладных, объяснительных и служебных записок, предложений, представлений, справок, сводок, перечней, списков, заключений
  • 22.3. Служебная переписка. Классификация служебных писем. Правила их составления и оформления
  • 22.4. Оперативные информационно-справочные документы: телеграмма, телефонограмма, факсограмма, электронное сообщение. Правила их составления и оформления
  • 22.5. Акт, протокол, их разновидности, правила составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 23. Документы личного характера
  • Опорный конспект лекции
  • 23.1. Назначение и состав документов личного характера
  • 23.2. Правила составления и оформления личного заявления, автобиографии, резюме, личной доверенности, расписки
  • 23.3. Правила составления и оформления характеристики, отзыва, рекомендации, ходатайства
  • Характеристика на __________________________________
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • 5. Заключение
  • 1. Основные выводы по содержанию прочитанного материала
  • 2. Практические рекомендации по организации самостоятельной работе и подготовке к экзамену
  • 6. Темы курсовых работ по курсу
  • Оглавление
  • Глава 1. Наименование главы (точка в конце не ставится) 5
  • 7. Вопросы к экзамену по курсу «документационное обеспечение управления.
  • Часть 2. Основы делопроизводства»
  • Тема 13. Документационное обеспечение - основа технологии управления
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Тема 16. Бланки и формуляр управленческих документов
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Тема 23. Документы личного характера
  • 9. Словарь основных терминов
  • 20.5. Положения. Правила их составления и оформления

    Наиболее разнообразную и наименее регламентированную группу организационно-правовых документов представляют собой положения, инструкции, регламенты, правила. Эти документы могут разрабатываться по любому направлению деятельности организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, положение о защите персональных данных работников, инструкция по делопроизводству).

    Положение - это:

      правовой акт, устанавливающий основные правила деятельности организаций, их структурных подразделений, а также нижестоящих (подведомственных) учреждений, организаций и предприятий;

      свод правил, регулирующих определенное направление деятельности (культурное, политическое, хозяйственное и др.).

    В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу, например: «Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях»; «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете»; а также положения о проведении конкурсов, смотров, фестивалей и других мероприятий.

    Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые положения разрабатываются вышестоящей организацией для однотипных подведомственных структур, а индивидуальные - для конкретной организации, органа, структурного подразделения и пр.

    Положение о структурном подразделении - нормативный акт, основной целью которого являются регламентация направлений деятельности данного подразделения.

    Документ оформляется на общем бланке организации и включает в себя реквизиты:

      наименование организации,

      наименование вида документа,

      регистрационный номер документа,

      место составления,

      заголовок к тексту,

    • гриф утверждения,

    Положение о структурном подразделении, как правило, состоит из следующих разделов:

    1) «Общие положения» - приводятся полное и сокращенное (если оно имеется) наименования структурного подразделения, характеризуется его место (статус) в организационной структуре организации, определяется степень его хозяйственной и экономической самостоятельности. Здесь же приводится информация о подчиненности данного подразделения руководству предприятия, конкретно указывается должность лица, непосредственно руководящего подразделением, порядок назначения и освобождения его от занимаемой должности.

    Отдельным пунктом приводится перечень основных нормативных, правовых, директивных и инструктивных документов, которыми подразделение руководствуется в своей работе. В случае если подразделение содержит какие-либо внутренние деления (например, отдел подразделяется на несколько секторов), в раздел включается пункт «Внутренняя структура». В нем содержится перечень внутренних подразделений, даются их полное и сокращенное наименования, наименование должности руководителя каждого внутреннего деления с указанием, кому непосредственно они подчиняются.

    В заключительном пункте раздела «Общие положения» содержится информация о наличии в подразделении печати, ее описание, назначение и условия хранения.

    2) «Цели и задачи подразделения» - формулируются основные цели и задачи подразделения, его основное назначение, оправдывающее существование подразделения в структуре предприятия. Цели должны быть долгосрочными, реальными и тесно увязанными как между собой, так и с целями предприятия (организации) в целом.

    3) «Функции» - содержится полный перечень функций подразделения с указанием, какие из них выполняются подразделением целиком, а какие - совместно с другими подразделениями. В этом случае уточняется форма участия.

    При наличии в подразделении отделов в текст раздела вводятся соответствующие их названиям подразделы, в которых аналогичным образом дается описание функций для каждого деления.

    4) «Права и обязанности» - содержится перечень полномочий, которые реализуются данным подразделением; дается характеристика специфических прав, которыми обычно не обладают аналогичные структуры. Под правом подразделения в отношении других структурных подразделений понимается узаконенная возможность требовать (предлагать, использовать, запрещать) выполнения каких-либо действий или предоставления какой-либо информации. Права подразделения обычно устанавливаются в объеме, необходимом для эффективной реализации его функций.

    5) «Ответственность» - устанавливаются виды дисциплинарной, административной (в необходимых случаях – уголовной) ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей. В разделе точно формулируется экономическая ответственность подразделения в рамках внутреннего хозяйственного расчета.

    6) «Взаимоотношения с другими структурными подразделениями» - содержится характеристика различного рода взаимосвязей с другими структурными подразделениями внутри предприятия (организации) и вне ее. Здесь же регламентируются документационные потоки подразделения, указывается перечень основных документов, создаваемых им, и документов, разрабатываемых совместно с другими подразделениями, а также периодичность и сроки представления документов.

    Положение о структурном подразделении подписывается его руководителем и утверждается, как правило, первым лицом предприятия (организации).

    Положение о коллегиальных и совещательных органах - организационно-правовой документ, имеющий нормативный характер и определяющий состав, порядок формирования, компетенцию, порядок работы, права и ответственность коллегиальных и совещательных органов. Коллегиальные (совещательные) органы могут быть как руководящие (совет директоров, правление), так и специализированные (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.) (8).

    Положение о коллегиальном или совещательном органе определяет:

      статус коллегиального или совещательного органа;

      порядок планирования работы;

      порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;

      внесение материалов на рассмотрение;

      порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;

      ведение протокола заседания;

      оформление решений;

      порядок доведения решений до исполнителей;

      материально-техническое обеспечение заседаний.

    В ряде коммерческих организаций разрабатывается Положение о персонале. Это документ, в котором:

      отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива;

      устанавливаются основные принципы трудовых взаимоотношений между администрацией и персоналом;

      определяются способы организации труда;

      раскрывается кадровая концепция предприятия - системы и принципы найма, кадрового планирования, стимулирования труда, социальная политика предприятия;

      формулируется взаимная ответственность администрации и персонала.

    Положение о персонале - документ, заимствованный из зарубежной практики делопроизводства, - стало активно использоваться для регулирования социально-трудовых отношений в период формирования в современной России института частной собственности и появления первых коммерческих организаций.

    В разработке положения о персонале должны принять участие различные профильные специалисты - отдела организации и оплаты труда, отдела кадров, юридического отдела и иных подразделений организации. Возглавляет группу, как правило, директор по развитию или заместитель руководителя организации по управлению персоналом.

    В Трудовом кодексе РФ не содержится указание по данному документу. Поэтому положение о персонале НЕ распространяется на лиц, выполняющих работу (оказывающих услуги) на основе гражданско-правовых отношений.

    В положении о персонале определяются принципы взаимоотношений персонала и администрации, основными из которых являются:

      соблюдение ном законодательства;

      полномочность представителей сторон;

      равноправие сторон;

      добровольность принятия обязательств;

      недопущение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;

      реальность обеспечения принимаемых обязательств.

    При разработке положения о персонале необходимо учитывать эти, а также другие принципы взаимоотношений персонала и администрации, за несоблюдение которых возможна социальная, но только не юридическая ответственность.

    Очень часто собственники компаний требуют включить в положение обязательство персонала не критиковать политику компании при общении с клиентами и конкурентами, а также запрет на сообщение о временных трудностях компании кому-либо вне компании, на совершение действий, подрывающих репутацию компании.

    Единых форм и макетов положения о персонале нет. В каждой организации они разрабатываются самостоятельно.

    Один из возможных макетов структуры текста следующий:

      Общие положения.

      Основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала.

      Порядок оформления трудовых отношений.

      Основные права и обязанности персонала.

      Основные права и обязанности руководства компании.

      Рабочее время и время отдыха.

      Оплата труда.

      Социальный пакет.

      Повышение квалификации персонала.

      Гарантии занятости персонала.

      Меры дисциплинарного воздействия (поощрения и взыскания).

      Заключительные положения.

    Оформляется Положение о персонале на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем службы управления персоналом, согласовывается на общем собрании персонала. Утверждается документ на Совете директоров.

    Если в организации есть положение о персонале, то принимаемых работников знакомят с ним под расписку ещё ДО подписания трудового договора.

    Положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах) создаются на период действия такого органа. Структура текста нормативно не закреплена. Утверждается органом, в компетенцию которого входит создание временного органа.

    Положение о материальном и моральном поощрении - локальный документ, поэтому органы пенсионного и социального страхования при возникновении споров в отношениях тех или иных выплат зачастую не принимают во внимание данный документ как аналог положения о премировании.

    Цель положения о материальном и моральном поощрении - заинтересовать работников в большей производительности труда, в повышении качества выполнения задач, возложенных на них, своевременном и добросовестном исполнении трудовых обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.

    В положении о материальном и моральном поощрении должны быть определены:

      Принципы поощрения.

      Основные показатели применения мер поощрения.

      Формы и меры (виды) поощрения.

      Порядок представления работников к поощрению.

      Компетенция руководства организации по применению той или иной меры поощрения.

      Основания к применению мер поощрения (приказ руководителя организации, распоряжение иного должностного лица и др.).

      Порядок проведения мероприятий по поощрению (торжественная обстановка, собрание трудового коллектива и пр.).

      Другие сведения.

    Как правило, разрабатывает положение о материальном и моральном поощрении отдел организации и оплаты труда совместно с юридическим отделом и отделом кадров. Составление может быть поручено и отдельным специалистам - инженеру по организации труда, инженеру по кадрам, юрисконсульту, экономисту по труду и др.

    Подписывает положение заместитель руководителя организации по управлению персоналом, визирует начальник юридического отдела или иное должностное лицо, ответственное за правовую работу.

    Может быть предусмотрено и визирование главным бухгалтером организации (особенно если в положении предусматривается значительное количество форм материального поощрения). Утверждает положение руководитель организации.

    Положение об аттестации - документ, в котором регламентируется аттестация работников предприятия: ее цели, принципы и методы, организация работы аттестационных комиссий, содержатся формы характеристик (отзывов), аттестационных карт, аттестационных листов.